Домой Почта Народ "Cтрашное лето": первые отклики  


Русские танки на улицах Риги



О мифологии «старшего брата» можно забыть

СКН: По какому принципу отбираются фильмы на Форум кинематографий стран СНГ и Балтии? Есть ли среди них национальные хиты?

Елена Стишова, кинокритик: Фильмы выбирались по критерию художественного качества. Фильмов сейчас меньше, чем раньше, но все-таки было, из чего выбирать. Проблема выбора возникла лишь с узбекским кино: 10 картин претендовали на то, чтобы быть показанными, но жесткий лимит просмотрового времени обязал нас остановиться на 4-х картинах. Эту специальную программу мы назвали «Неизвестное узбекское кино». В течение десятка лет мы плохо представляли себе, что происходит в узбекском кино, а там, как оказалось, происходили интересные вещи.

Теперь о хитах. Недаром мы открыли Форум латышской картиной «Страшное лето» Айгарса Граубы. Это романтическая драма пополам с политическим триллером. Тематически кино нам близкое: об оккупации Латвии Красной армией в июле 1940 года. Эта картина оказалась самым настоящим хитом, причем не только у себя в Латвии, но и во всех странах Балтии. Латвия просто не помнит подобного успеха отечественного кино, сравнимого разве что с успехом «Титаника».


СКН Антирусские настроения в балтийском кинематографе поутихли или перешли на новый уровень?

Е.С. Год назад я написала статью «Русский след» , в которой критически разбирала картины подобного рода. А вот лента «Страшное лето» сильна самокритичностью и отсутствием расхожей стереотипизированной идеологичности — дескать, русские пришли, завоевали, унизили. Режиссерский взгляд сосредоточен на ином — прежде всего на вине латвийских властей, проявивших слабость и корысть.

"СК-Новости", N 64


Всегда новое папино кино

...Между тем, никак не нарушая новых норм и новых правил, в рамках самого что ни на есть нового кино никогда не прекращали жить и развиваться “старые” истории, тяжелые и смешные, трогательные и веселые, общезначимые и совсем простые. Герои их – то лица исторические, то выдуманные персонажи. Новыми эти истории делало новое мироощущение. Прошедшее так же отбрасывает тень на будущее, как и наоборот (Карамзин). Влияние времени сказалось даже на таком детально разработанном в кинематографе сюжете, как начало войны, вторжения, оккупации. Если раньше это практически всегда рассматривалось как резкий слом устоев, знак грянувшей среди ясного неба беды, сегодняшнее кино склонно задуматься о роли гражданского общества, вернее, об обществе, не сыгравшем своей роли. Из последних картин этого направления – латвийское “Страшное лето”, показанное во внеконкурсной программе Московского кинофестиваля.

"Первое сентября" N 66


Чего не понимают высоколобые XXII ММКФ

Oтзвенели литавры открытия, бокалы банкета. Московский международный кинофестиваль вошел в рабочий режим.

Впрочем, будней на подобных кинопраздниках не бывает. Не станет исключением и день сегодняшний. В рамках фестиваля откроется форум кинематографий стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
Уши и бумага, на которой будут зафиксированы итоги дискуссии, вряд ли пострадают от возможных крайностей словесной полемики. А вот выдержат ли нервы людей, не окончательно развращенных русофобской пропагандой, под напором агрессивной стилистики фильма дебютанта из Латвии Айгарса Граубы “Страшное лето”, которым откроется кинематографическая часть форума, посмотрим. Хотя завсегдатаев Центрального Дома кинематографистов, где проходит смотр, подобным не удивишь: агрессивность в отношении “русского духа” и всего, с ним связанного, здесь традиционно в чести.


"Правда" N 83


Кино, вино и домино

Наталья Сиривля, кинокритик: ...Сложилось ощущение, что в бывших советских республиках снимается очень мало фильмов. Деньги, похоже, выделяются лишь на национальные блокбастеры о славном историческом прошлом или на картины о национальных же катастрофах. Такова, например, армянская лента "Веселый автобус", сделанная режиссером Альбертом Мкртчяном на материале страшного землетрясения. Это история женщины и мальчика, которые потеряли всех близких, а теперь стали друг другу родными. Другой пример — латвийская картина "Страшное лето" режиссера Айгарса Граубы, где под национальной катастрофой понимается ввод в Латвию советских войск в июне 1940 года.

Корр. Судя по нынешней латвийской политике, немецко-фашистские войска для Латвии куда предпочтительней...

Н. С. Так или иначе, во всех картинах подобного рода идеологическая составляющая преобладает над художественной. Замечу, что очень много было фильмов про сумасшедших. Авторы, видимо, имеют в виду, что единственный способ сохраниться в нашем безумном мире — самому сойти с ума. В армянском "Веселом автобусе" практически все герои пережили землетрясение в Спитаке и теперь страдают разнообразными психическими отклонениями, ведут себя весьма неадекватно. Это своего рода "фильм-тазепам", попытка вселить оптимизм в израненную нацию. Ощущение, что режиссер, как и все его герои, больной на голову.

"Модус" N 19

Другие отзывы

И рецензии


Назад Вперёд



Используются технологии uCoz