Домой Почта "Cтрашное лето":на фестивале в Баку  

Мунтерс и президент Улманис

Из прессы IV Международного фестиваля "Восток – Запад"


1. ...Сам подбор фильмов отображал прежде всего точку зрения западного мира на Восток. В роли последнего нередко выступала Россия. Так происходит в фильме латышского режиссера Аргайса Грауба "Страшное лето" - о событиях 1940 года, когда советские войска входят в Латвию накануне наступления немецкой армии. Юные герои - выпускница университета немка Изольда (Инессе Цауне) и ведущий радиостанции латыш Роберт (Артур Скрастиньш) - полны любви и эйфории молодости. А пока разворачивается их роман, правительство решает, каких оккупантов себе выбрать. Таков трагифарс мнимой свободы государства, изначально ощущающего всю свою слабость перед лицом политической катастрофы Европы. Изольда и Роберт мирятся и ссорятся, то и дело принимаются искать свою вечно убегающую кошку - в то время как пора либо думать о собственном спасении, либо определять свою политическую позицию.

Все герои - каждый на своем уровне - решают частные проблемы, что выглядит мелочным прагматизмом или прекраснодушием ввиду близящейся мировой войны. Министр иностранных дел Мунтерс (Улдис Думпис) озабочен судьбой золотого запаса Латвии. Директор радиостанции не пускает в эфир репортажи о диверсиях на границе с Россией, предваряющие вторжение советских войск. Но бежит в банк спасать свои капиталы. Когда же он доверительно сообщает служащему, что скоро начнется война, клерк раздраженно отвечает на этот "бред": "Какая еще война! Вы радио-то слушаете?" А хитрюга лавочник уже сориентировался. Попивает кофе, сидя на высокой табуретке, и предлагает всем прохожим фальшивые паспорта для срочной эмиграции. Он явно думает лишь о выгоде предвоенной паники и чувствует себя хозяином положения. Пожилая хозяйка квартиры, которую снимает Изольда, растроганно обнимает девушку на прощание. У латышской дамы нет ни страха, ни малейшей неприязни к тем, кто покидает страну. Она не думает о том, что ей самой некуда будет уезжать. Инерция мирной благополучной жизни не дает людям заметить и осознать масштабы катастрофы.

Элементы приключенческого кино в "Страшном лете", всегда в основе своей оптимистичные, входят в противоречие с неоднозначностью и драматизмом реальной истории. Советское командование показано почти так же, как и в сериях о Джеймсе Бонде. "Красные" монстры смотрят "обыскивающим" взором и спокойно, в рабочем порядке отдают приказы расстреливать лишних свидетелей их злодеяний. Но вот Изольда с дядей Роберта оказываются на пароходе, вывозящем всех этнических немцев из Латвии в Германию. Вроде бы герои спасены. Но когда крупный план выхватывает два реющих флага на корабле (оператор Гинтс Берзиньш), со свастикой и с советскими символами, становится очевидно, что персонажи направляются прямо в эпицентр мировой войны.

Показав жестокость советских войск, режиссер обрывает действие до фашистской оккупации Латвии. Сюжет заведомо тенденциозен. Зритель должен хорошо знать историю, чтобы расценивать события в фильме как фрагмент более сложной политической картины. Взаимодействие стран, национальностей, культур оказывается слишком глобальной темой для современного кино. Историческая правда требует сопоставления разных позиций и ценностей ради понимания не только Запада, но и Востока. Однако, как правило, в фильмах, отобранных на фестиваль, доминировала одна точка зрения на проблему...

Екатерина САЛЬНИКОВА, "Независимая газета"


2. ... "Страшное лето" Граубы — ретро высокого вкуса, элегантный по-прибалтийски (то есть совершенно по-европейски) фильм, где авантюрно-криминальная интрига как раз идеально вплетена в исторический контекст и лирический сюжет. В июне 1940 года, накануне ввода советских войск в Латвию, предпринимаются шаги, дабы переправить на Запад немаленький золотой запас государства. Режиссер придумывает удивительную историю, согласно которой министр иностранных дел в правительстве Ульманиса, вольно и невольно связанный со спецслужбами разных государств (это уже практически выдуманная фигура), все-таки "изготовил" доверенность на получение сокровища и придумал способ ее переправки, но все планы поломала неожиданная любовь юных Изольды и Роберта. Изольда, неведомо для нее самой выбранная на роль курьера, внезапно решила не возвращаться в Германию, на что имела право, как и многие прибалтийские немцы, и осталась с любимым. Доверенность стала бесполезной. Фильм о страшном лете оккупации, войны, предательства и безволия? Наверное, да. Но и о счастливом лете любви, которая не считается ни с какими глобальными перемещениями, играми политических технологов.

Интеграция в некий неписаный канон "восточно-западного" фильма, причем с упором именно на символическое тире, то есть общность, прибалтийскому режиссеру и должна даваться легче, нежели кинематографисту из Азербайджана или Узбекистана...

Анастасия МАШКОВА, "Культура"

Отзывы

Рецензия в газете "Час"

Рецензия в газете "Суббота"


Назад Вперед



Используются технологии uCoz