Роман двух молодых людей — радиожурналиста Роберта и выпускницы университета Изольды — разворачивается на фоне событий 40го. За семь дней, в течение которых разворачивается действие фильма, Изольда и Роберт успевают встретиться, влюбиться — и расстаться. Ведь хрупкая принцесса Изольда происходит из богатой семьи балтийских немцев и обязательно должна успеть на последний пароход, уходящий из Латвии...
Съемка была назначена на 18.00. Но в шесть, конечно, ничего не началось. Приготовления продолжались еще около часа — грим накладывался в автобусе
LNT, коляска, в которой должны ехать домой главные герои, транспортировалась от «лаймовских» часов к Милде... Словом, процесс шел.
Там же, у памятника Свободы, установили рельсы для камеры, огородили съемочную площадку — около 30 метров. Режиссер Айгарс Грауба разместился возле телевизора, в центре.
— Поближе друг к другу! — командует он. И сидящие в карете главные герои прижимаются друг к другу и вовсю хохочут.
Режиссер продолжает отдавать распоряжения: «Так, сейчас будет один проезд. Давайте попробуем... — и тут же оператору: — Сначала в кадре Улдис (Пуцитис, он сидит в этой же карете пьяный в стельку — по фильму, конечно), потом снимаем весь проезд!
Сейчас будет репетиция. В руках у главной героини появляется букет цветов. И — пошла пробная съемка. Помощник, весь в белом, берет в руки оглобли кареты и провозит ее мимо операторской камеры. Он у них заместо лошади. («Кстати, а почему настоящая лошадь не снимается?» — интересуюсь у режиссера в перерыве съемки. «А это специально, чтобы карета плавно шла, без рывков»). Снято. Недолгий просмотр материала...
|
Пьяный извозчик (Улдис Пуцитис).
|
| | |
— Генеральная — ун филмеям! Внимание! Видео?
— Есть.
— Мотор?
— Есть.
— Камера?
— Есть.
Все это согласовывается по рации. И опять запряженный мужичок тащит карету, счастливая молодая пара объясняется друг другу в любви, пьяный извозчик, забравшийся вглубь кареты, бормочет что-то несвязное. Снято!
«Сейчас герои едут домой, но дома у них разные. Это уже середина фильма. Герои повстречались, а сейчас как раз влюбляются», — комментирует Грауба.
Следующий кадр — «Поцелуй». Все то же самое, только нет извозчика и герои не разговаривают. Они заняты другим, они — целуются. Народ, собравшийся поглазеть, — счастлив. Раздаются жидкие хлопки.
— Во прикол! — веселится какой-то пацаненок. — Представляешь, если так кадров 20!
— Ха! А если 120...
Девушки обсуждают пушистый микрофон, что несут впереди кареты.
— А что это за мочалка типа швабры?
В это время начинается съемка третьего дубля. Моторы и камеры — в порядке. Снимаем!
Время съемки, естественно, продлили. И доснимали уже в сумерках, подсвечивая кадр посеребренным квадратом. Вот едут мимо памятника блестящие «Шевроле», вот бегут мальчишки-беспризорники.
Теперь фильм отснят почти до половины. Из 8 съемочных недель осталось всего 5.
Россия как стихия
Андрейс Экис, шеф LNT,продюсер и один из авторов сценария фильма.
— Почему вы обратились именно к 40-му году?
— Понимаете, в любви всегда бывают преграды. Мы взяли как преграду события 40-го. Но это всего лишь фон, на котором разворачивается сказка о любви. В ней есть добрый король, плохой министр, принцесса и бедный мальчик. Король слушает плохого министра, а принцесса хочет покинуть эту страну. И потом — никто в мире не говорил об этих событиях.
— Но все связывают ваш фильм именно с политикой?
— И отлично. Этого мы и хотели. Если бы мы взяли какой-то другой год, к нам бы не проявляли такой повышенный интерес. А так — нас уже снимали российское НТВ, немецкое телевидение, о нас пишут... Но все же наш фильм — интернациональный. Россия у нас — стихия, рок, мы не анализировали события.
— Кому принадлежит идея фильма?
— Мне. А со мной в соавторстве работали Паулс Банковскис, Айгарс Грауба и Габис. Еще могу добавить, что фильм будет полнометражным и его выход на экраны планируется уже в конце декабря.
Герой-любовник любит умирать
|
| | |
Герой-любовник Роберт (Артур Скрастиньш).
|
Артур Скрастиньш, исполнитель главной роли (известен публике по фильму «Жернова судьбы»и по роли Швейка в театре Дайлес).
— Кого вы играете?
— Я играю журналиста, работающего на станции «Радиофон». Он настоящий патриот своей работы, очень хотел улучшить уровень радиостанции. Потом на проселочной дороге он встречает эту девушку. Она едет вместе с министром иностранных дел Латвии. У них лопается шина. И мой герой, Роберт, помогает остановить вышедшую из-под контроля машину.
— А вы сами способны на такую любовь, как у вашего героя?
— Да. И даже на большую. Я очень романтичен, я ловлю эмоции.
— И как заканчивается эта любовь?
— Как и в жизни — трагически. Она вынуждена уехать, а его убивают. Это любовь одного лета. Уезжая, она сказала «поймай моего кота», я пошел туда, а там уже были солдаты... и меня убили. Случайно.
— А умирать в кино не страшно?
— Нет, я очень люблю умирать, в «Жерновах судьбы» умираю, во многих спектаклях. Все тебя жалеют... Ранняя смерть прибавляет какой-то фатальности.
Режиссер для принцессы
Инесе Цауне, главная героиня.
— Это ваша первая роль в кино?
— Да, в кино снимаюсь впервые. Роль нравится. Но пока я не хочу ничего говорить. Мне нужно адаптироваться. Был театр, и вдруг — кино.
— А публика не мешает?
— Нет. Пусть они делают что хотят. У меня есть мой режиссер.